Основные методы поиска персонала
Вопросы рекрутинга – это один из самых сложных аспектов деятельности любого руководителя. От выбора методов подбора персонала и эффективности их реализации зависит эффективность работы всей компании. В современном рекрутинге отбор персонала – это всегда совокупность мероприятий, направленных на всестороннюю оценку будущего соискателя. В этом материале мы кратко расскажем вам о том, что представляет процесс набора персонала, какие мероприятия он должен включать, и какие этапы подбора персонала существуют.
Кто отвечает за подбор персонала
Существует три основных стратегии, или метода набора персонала. Кратко разберем каждый из них, отметив плюсы и минусы всех подходов.
- Личный наем руководителем подразделения или компании. Среди плюсов – возможность набрать сотрудников, которые максимально соответствуют персональному представлению начальника о том, какие кадры нужны его бизнесу. Это подходит для небольших компаний и молодых стартапов, потому что впоследствии, при росте штата и стратегических задач такой вариант становится слишком ресурсозатратным.
- Поиском и наймом сотрудников занимается штатный HR-специалист или соответствующий отдел. Среди плюсов – максимальная разгрузка руководящего состава компании, возможность реализовывать кадровую политику с высокой степенью точности, оптимизировать наем, быстро находить, обучать сотрудников и интегрировать их в рабочие процессы. Из минусов – высокая затратность для организации такой технологии подбора персонала.
- Услуги аутсорсинга. По договору со сторонней компанией привлекаются сотрудники, которые находится в штате аутсорсера. У такого подхода множество плюсов: отсутствие необходимости вести бухгалтерию и выплачивать зарплату, вы не несете материальную ответственность за действия сотрудников, в штате компании-аутсорсера, как правило, уже есть достаточно работников нужных вам специальностей в достаточном количестве. Эта система подходит для компаний, которые работают сезонно, ищут сотрудников не на полный день, либо по другим причинам хотят делегировать кадровую работу стороннему партнеру.
Что такое воронка рекрутмента и зачем нужно это понятие
Воронка рекрутмента является понятием, почти аналогичным воронке продаж в маркетинге. Это инструмент, который позволяет оценивать эффективность найма сотрудника от этапа первичного собеседования до заключения трудового договора. Она, как правило, включает ряд элементов:
- Подача резюме.
- Собеседование.
- Прохождение тестовых испытаний.
- Оффер.
Грамотное использование воронки рекрутмента позволяет HR-специалисту оценить эффективность работы отдела, понять, на каком этапе найма «выпадает» больше всего кандидатов, оптимизировать в соответствии с этим кадровую работу и методы подбора персонала.
Виды подбора персонала
Первичная связь между работодателем и потенциальным работником может осуществляться с помощью сайтов и сервисов, путем размещения вакансии на собственном сайте и в социальных сетях, объявлений в СМИ, наружной рекламы или другими способами. После первичного отклика работодатель в лице руководителя/HR-специалиста использует разные виды интервью, которые позволяют определить следующие характеристики соискателя:
- Предыдущий опыт работы.
- Реальные профессиональные компетенции.
- Способность выполнять рабочие задачи.
- Личностные особенности характера, темперамент, сильные и слабые стороны.
- Способность ориентироваться в нестандартных ситуациях.
Как правило, после прохождения этапа интервью соискателю предлагают выполнить тестовое задание. Оно может выражаться в решении типовой для данной должности задачи, теоретического опроса или тестирования, а также психологический тест, позволяющий определить явные и скрытые черты психики кандидата на должность.