Оценка качества работы персонала в условиях аутсорсинга: какие метрики использовать?
Аутсорсинговая компания успешна, пока качество работы её персонала остаётся на высоте. Если же кто-то из работников начинает создавать лишь видимость работы, это отражается и на показателях. Поэтому существуют особые методы оценки работы персонала, с помощью которых можно значительно увеличить продуктивность компании. Какие это методы? Рассказывает подробнее операционный директор Newstaff Вероника Шуклина.
Что такое оценка работы персонала?
Это методы, которые оценивают главные качества, навыки и функции сотрудников, соотнося их уровень с занимаемыми должностями. Соответствует? Не соответствует? А может быть, перерос? В целом, на основе этого делаются выводы об эффективности коллектива.
Когда проводят оценку работы персонала?
Система оценки работы персонала нужна, если в компании:
- постоянная текучка;
- низкая производительность труда;
- глобальные перемены (новая система управления, новые правила и т.д.);
- жалобы от сотрудников на условия работы;
- хаос;
- ведение компании без аналитики.
Таким образом, учитывая, что все эти ситуации случаются с каждой компанией, проводить оценку персонала необходимо любой компании время от времени.
Зачем это нужно?
- Определение профессионального уровня сотрудников может помочь управлению эффективностью работы персонала. Вы поймёте, какие из сотрудников наиболее перспективны и кого нужно продвигать, а кто занимает чужую должность и тормозит работу компании.
- На основе данных оценки совершенствуется система мотивации и KPI.
- В компании устанавливается порядок, увеличивается степень организованности дел.
Критерии оценки персонала
Во-первых, профессиональные навыки. Распределите их по частотности – от тех, которые используются ежедневно, до тех, которые важны в определённые рабочие моменты.
Во-вторых, личностные характеристики – коммуникабельность, лидерские способности, дисциплинированность, стрессоустойчивость, умение следовать инструкциям.
В-третьих, лояльность. Насколько сотрудник замотивирован работать в этой компании?
В-четвёртых, способность к развитию. Любой организации выгодно, когда работник восприимчив к новым знаниям и стремится (и способен) развиваться профессионально.
В-пятых, числовые показатели – насколько выполняется тем или иным сотрудником план продаж, производства и т.п. Но здесь требуется принимать во внимание форс-мажоры, которые могли помешать работнику выполнить свою работу максимально хорошо.
Методы оценки персонала
Количественные. Связаны напрямую с числовыми показателями, легко считаются. К таким методам можно отнести:
- рейтинговую систему. В этом случае ранжирование специалистов происходит по эффективности их работы, то есть по выработке – например, по количеству произведённых деталей или количеству обслуженные покупателей.
- KPI. Эта система чаще используется для оценки офисных сотрудников, чем для неквалифицированного персонала, такого, как грузчики или, например, кассиры, но постепенно современные компании начинают внедрять её и по отношению к неквалифицированному персоналу.
- Бальная система. Это система, в которой за какое-то действие работнику даётся определенное количество баллов.
- Свободная бальная система. Принцип, при котором эксперты дают свою оценку сотрудника.
Также существуют тестирования и другие способы оценки.
Качественные. Цифры здесь не так важны, как полное погружение в ситуацию. К таким методам относятся матричный метод (характеристики конкретного человека сравниваются с идеальными характеристиками должности), метод системы произвольных характеристик (берутся достижения и провалы, сильные и слабые стороны сотрудника и на их основе делаются выводы), групповая дискуссия (работа сотрудника обсуждается с руководителем и экспертами), метод 360 градусов (работу сотрудника оценивает его окружение) и др.
Комбинированные. Они более объективны и сочетают качественные и количественные методы. К ним относят метод суммы оценок (характеристики сотрудника оцениваются, выводится средний показатель, он сравнивается с идеальным показателем), система группировки (выявляются группы лидеров и «отстающих» среди сотрудников, потом делаются выводы по их дальнейшим судьбам).
Оценка эффективности аутсорсинга
В аутсорсинге специалисты советуют использовать определённые метрики. Такие показатели основаны на цифрах, что делает их более точными. Также они могут помочь вам улучшить управление аутсорсингом и совершенствовать работу персонала, наладить рабочие связи между заказчиком и поставщиком (метрики подскажут обеим сторонам, какие результаты ожидаются и на каких вопросах нужно сосредоточиться).
Обыкновенно метрики в аутсорсинге используются в оценке нескольких областей:
- уровень обслуживания – предоставляются ли аутсорсинговой компанией все заявленные услуги (примеры метрик – часы недели, когда звонки были приняты; количество обработанных звонков);
- качество услуг (примеры метрик – удовлетворенность пользователей предоставленными ответами, средняя точность предоставленных ответов (коэффициент ошибок));
- оценка взаимоотношений между аутсорсинговой компанией и заказчиком – было ли заказчику трудно взаимодействовать с поставщиком, как поставщик реагировал на запросы об изменениях (пример метрик – отзыв заказчика);
- сокращение затрат – действительно ли снизились расходы с привлечением аутсорсинга. Формула для оценки: из базовых затрат до аутсорсинга вычтите общую стоимость платежей по контракту с поставщиком и внутренние расходы на управление поставщиком.
- непредвиденные последствия – нужно учесть все потенциальные дополнительные затраты.
На основе всего вышеперечисленного и оценивается работа персонала в условиях аутсорсинга и работа аутсорсинговой компании в общем.
На нашем сайте вы можете прочитать и другие статьи, в которых рассказывается больше о тонкостях работы при аутсорсинге. Не забывайте к нам заглядывать! Кроме того, проконсультировать вас могут и менеджеры Newstaff.