Как создать успешную организационную культуру?
В любой крупной компании действуют определенные правила, которые в совокупности принято называть «корпоративная культура» (КК). Однако в России корпоративная культура организации создана лишь в 20-25% всех организаций. Проанализируем особенности норм поведения и стандартов взаимодействия внутри организации. Рассмотрим методы формирования корпоративной культуры организации.
Что это такое?
Корпоративная культура – это обязанность сотрудников организации соблюдения установленного распорядка рабочего дня. Работники должны знать и действовать в соответствии с принятой иерархией отношений, участвовать в общественной жизни компании.
На деле, функции корпоративной культуры намного шире. Под этим понятием принято понимать традиции, правила, ценности, заложенные в работе организации, взаимодействие между сотрудниками. Это модель поведения, которой должен придерживаться каждый работник. Это философия компании, которая определяет дальнейшее развитие.
Принципы корпоративной культуры в отдельных случаях устанавливаются сотрудниками, а не руководителем. Однако, это неправильно, так как из-за модели взаимоотношений, которая складывается спонтанно, могут возникнуть препятствия на пути к дальнейшим целям организации. К тому же, ее сложнее откорректировать. Формирование КК имеет цель, контролировать организационный процесс должны первые лица компании. В этом процессе учитываются морально-этнические нормы, принимают участие топ-менеджеры. Модель поведения разрабатывается обдуманно и ее должен придерживаться каждый сотрудник.
Если правила КК отсутствуют, о хорошей атмосфере внутри организации можно забыть. Это сказывается на снижении продуктивности членов команды, так как у каждого работника собственное представление о таких качествах как трудолюбие, порядочность, взаимопомощь и др.
Плюсы и минусы
Как и в случае с другими явлениями, КК имеет достоинства и недостатки.
Плюсы:
- У каждого члена организации есть возможность чувствовать свою ценность, принадлежность.
- Когда команда является единым целым, проще воспринимаются любые изменения.
- За счет единого подхода к работе можно обеспечить хорошее качество товаров.
Минусы:
- Если сотрудник не согласен с установленными стандартами компании, возможны конфликты. В отдельных случаях, дело доходит до сокращения.
- Требуется постоянная поддержка и развитие культуры организации. В противном случае, если не подкрепить принципы делами, коллектив отреагирует негативно.
- Невозможен прием хороших специалистов на работу, так как у него, как у новичка, сформированные правила КК могут вызывать противоречивые чувства.
Недостатки довольно существенные, поэтому их нужно принять во внимание при планировании корпоративной культуры.
Виды корпоративной культуры
В отдельных случаях, в КК организации сочетаются принципы разных видов. Однако, это позволяет легко воспринимать и задействовать разные формы стандартов компании.
Рассмотрим примеры корпоративных ценностей компании.
Причастность
Это не обычная команда, а целая семья. На первом месте стоит вопрос создания комфорта для сотрудников, которые должны получать удовольствие и радость от работы. При таком подходе, все направлено на заботу о друг друге и клиентах организации.
Подчинение
В этом случае, с приказом руководителя спорить нельзя. В компании главным является руководитель и такая КК позволяет достичь максимального эффекта во время «военной мобилизации» на рынках, где конкуренция самая высокая.
Регламент
При таком бюрократическом подходе на первый план выходит документация. Чтобы решить вопрос, происходит поэтапное согласование на каждом управленческом уровне. Такой способ КК является тяжелым и неподъемным для малого бизнеса, в условиях высокой конкуренции. Воспользоваться этим видом корпоративной культуры смогут только крупные компании, которые являются монополистами на рынке.
Результат
Этот вид КК предусматривает максимальную нацеленность на результат каждого сотрудника. При этом совершенно не важны возраст и пол работника, его хобби и прочие моменты. Цель – достичь результата. Если сотрудник выполняет поставленные задачи, то он будет ценным для деятельности компании и коллектива.
Консенсус
В этом случае, сотрудники должны иметь способность к синергии. На первом плане – умение принимать совместные решения и их реализация. Результат работы должен быть командным, важна хорошая коммуникация между сотрудниками. С помощью такой стратегии, члены коллектива получают удовольствие от работы.
Профессионализм
Этот вид КК сочетает причастность и отличные результаты. На первом плане – профессионализм каждого сотрудника, который должен уметь генерировать идеи, трезво оценивать ситуацию.
О правилах и принципах
Управление корпоративной культурой организации – сложный, поэтапный процесс, который требует работы, направленной на ее поддержание и развитие. Рассмотрим важные правила КК:
- Нужно четко сформулировать принципы, которые будут понятны для каждого специалиста.
- Нужно разработать систему награждения, условия, при которых сотрудники будут поддерживать КК.
- Принципы должен соблюдать руководитель и топ-менеджеры организации.
Также нужно запомнить некоторые принципы формирования КК. Они просты, но руководители компаний зачастую пренебрегают ими, выставляя личные отношения на первый план, а корпоративные – на второй.
- Свобода. Поддерживать рабочие стандарты компании нужно предоставляя сотрудникам возможность свободного и осознанного выбора, не противоречащего их убеждениям.
- Справедливость. Работники должны получать то, что заслуживают. Ввиду этого, распределение бонусов происходит справедливо, а не с учетом личных предпочтений руководителя. В противном случае, остальные работники не будут соблюдать КК организации.
При формировании модели КК, учитывайте особенности бизнеса, а также пол, возраст, социальное положение каждого члена команды и прочие моменты.
Также не забывайте проверять обновления на нашем сайте. Там мы выкладываем не только новости, но и полезные статьи, которые могут вам пригодиться.